Блог > Александр Бакиров: «Спрос на логистический аутсорсинг увеличивается»
 

Александр Бакиров: «Спрос на логистический аутсорсинг увеличивается»


В условиях сокращения потребительского рынка и оборота торговли, а как следствие – снижения спроса на логистические мощности, наиболее выигрышной оказалась стратегия представления комплекса логистических услуг – 3PL. О развитии этого бизнеса в Воронежской области рассказал владелец Воронежской логистической компании Александр Бакиров.

— Как изменилась ситуация на воронежском рынке логистических услуг за последние полгода?

— В регионе, выражаясь с оптимизмом, стабилизировалась. Заметные сокращения произошли в первой половине прошлого года — ряд торговых компаний отказались от аренды складов в Воронежской области. В первую очередь это относится к ритейлерам бытовой техники и электроники: из-за недоступности товарных кредитов для населения они заметно сократили объемы продаж. Что касается продуктового ритейла — одного из главных потребителей логистических услуг, то можно видеть, в том числе и на примере нашего основного партнера X5 Retail Group, что они сохранили оборот. Полагаю, в течение ближайшего года можно рассчитывать на некоторый восстановительный рост. Сейчас уже можно говорить об оживлении рынка логистических услуг в Москве и Подмосковье и можно надеяться, что в ближайшем будущем «обратная волна» дойдет до регионов, в том числе и до Воронежа. Полагаю, что в регион придут новые торговые сети, такие как «Ашан».

— Т. е. качественные складские помещения востребованы?

— В целом спрос на качественные складские помещения сохранился, однако цены на их аренду опустились до такой степени, что складской бизнес сейчас является убыточным. С осени 2008 года стоимость аренды складов класса, А и В снизилась вдвое — от 400 до 200 руб. за кв.м в месяц. При таких ценах невозможно окупить затраты на строительство и рассчитаться по кредитам. Мне известны примеры, когда владельцы складов опускали цену еще ниже, понимая, что работают в убыток, надеясь хотя бы окупить расходы на коммунальные услуги — все лучше, чем простой. Мы, в свою очередь, специализируемся не на аренде, а на представление современных логистических услуг (3PL), поэтому находимся в более устойчивом положении и продолжаем развитие.

— Появилась ли в регионе конкуренция в секторе 3PL-услуг?

— Насколько мне известно — нет. Предоставление полноценных услуг 3PL требует значительных вложений, на которые сейчас практически никто не готов. Стеллажи, оборудование, техника, программное обеспечение -для складского комплекса на 25 тыс. кв.м вложения составят не менее 5 млн евро. Не говоря уже о необходимости набрать компетентных работников, которые умеют со всем этим обращаться. Когда склад сдают в аренду, то арендатор, как правило, получает просто пустое помещение — соответственно, у владельца мало хлопот, но, в современных условиях — и мало выручки. Сомнительно, что компании, специализирующиеся на сдаче складов в аренду, в ближайшее время возьмутся за строительство новых объектов. Таким образом, дефицит складов классов, А и В, не очень заметный в кризисное время, с восстановлением рынков снова обострится.

— Тем не менее, спрос на 3PL существует?

— И постепенно увеличивается. За последнее время я много общался с топ-менеджерами торговых сетей, большинство из них убедились, что собственный склад для компании — источник потерь и убытков и постоянная головная боль для ее руководителей. Прежде всего, в том, что касается хищений. В торговой сети, имеющей склад и магазины, очень трудно обнаружить хищения, особенно в случае сговора сотрудников — одни и те же партии товара могут несколько раз «менять прописку», из-за чего выявить недостачу очень трудно. При работе с 3PL-оператором, принимающим товар на ответственное хранение, все операции по его перемещению прозрачны. Кроме того, реальные расходы на логистику достаточно велики и акционеры торговых компаний все больше склоняются к передаче логистических функций на аутсорсинг.

— Вы рассчитываете, что вторая очередь вашего логистического парка будет востребована?

— Больше половины его площадей предназначены для X5 Retail Group, которая сейчас продолжает расширять свое присутствие на воронежском рынке. С учетом потребностей нашего партнера мы, например, заметно расширили во второй очереди площадь морозильных складов — как известно, в регионе они находятся в дефиците, поэтому будут востребованы и другими компаниями. Только за последнее время мы приобрели несколько новых крупных партнеров, в том числе крупного алкогольного дистрибутора, и фармацевтический концерн. Но мы не намерены просто сидеть и ждать, когда восстановится оборот торговых сетей. Мы рассчитываем на рост международных перевозок, в том числе из стран СНГ и из Китая: на второй очереди будет работать таможенный терминал. Продолжаются и близки к завершению переговоры с несколькими федеральными логистическими операторами, не имеющими своих складских помещений в Воронежской области, но работающих с федеральными сетями, имеющими интересы в регионе — мы, так сказать, будем работать по их франшизе.




Оставьте комментарий